Константы и переменные
Константами являются величины, которые не меняют своего значения при выполнении программы. В качестве констант в Турбо Паскале используются целые и вещественные числа, логические константы, символы и строки.
Целые числа
записываются со знаком или без него по обычным арифметическим правилам.
Например: 15 +1000 -47 02.
Вещественные числа
могут записываться либо в форме десятичного числа, либо с указанием порядка.
В записи десятичного числа целая часть отделяется от дробной десятичной точкой.
Например: 2.5 -14.0 +0.33 0.0.
Числа с указанием порядка
имеют вид:
, где a - является мантиссой; p – десятичным порядком.В Турбо Паскале числа с порядком записываются с использованием буквы Е, за которой следует порядок. Буква Е читается как “умножить на 10 в степени”.
Мантисса может быть целым или десятичным числом. Порядок всегда является целым числом. Следует помнить, что в написании вещественного числа с порядком должны обязательно присутствовать и мантисса, и порядок.
Примеры записи чисел с порядком
Математическая
запись | Запись в Турбо Паскале | ||
3.14×105
-17×10-2 25.625 10-6 0.00048 | 3.14Е5
-17Е-2 2.5625Е1 1Е-6 4.8Е-4 |
Логические константы
могут принимать одно из двух логических значений, записанных либо словом TRUE (истина), либо словом FALSE (ложь).
Символьная константа
– это любой символ ПК, заключенный в апострофы, например:
‘Y’ ‘Д’ ‘!’ ‘_’.
Строковая константа
– любая последовательность символов из набора символов ПК, заключенная в апострофы, например:
‘X =’ ;
‘Максимальное значение =’.
Строки используются при выводе текстов и комментариев.
Переменными называются величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы. В Турбо Паскале переменная задается именем.
Имя представляет собой последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В имени может присутствовать символ подчеркивания. Длина имени составляет от 1 до 63 символов.
Примеры записи имен переменных
Математическая запись |
x |
aр |
y1 |
a |
S |
d-27 |
Запись в Турбо Паскале |
x |
ap |
y1 |
alpha |
S |
d_27 |
Переменные, подобно константам, могут быть разных типов. Типы задаются стандартными именами.
INTEGER - целый тип;
REAL - вещественный тип;
BOOLEAN - логический тип;
CHAR - символьный тип;
STRING - строковый тип.
В программе перед использованием переменной в специальном разделе описаний VAR необходимо объявить тип переменной. Однотипные переменные в разделе перечисляются через запятую и отделяются от объявленного типа двоеточием. После определения типа ставится точка с запятой.
Пример раздела описания переменных
Var
k, l: integer;
x,y,z: real;
t: boolean;
w: char;
stv: string;
По описанию переменной в памяти компьютера резервируется ячейка для хранения ее значения. В зависимости от объявленного типа ячейка может иметь разную внутреннюю структуру, то есть содержать различное число байт.
Целый тип. Длина ячейки составляет 2 байта, что соответствует диапазону от –32768 до +32767 целых чисел.
Вещественный тип. Длина ячейки – 6 байт. Вещественные числа хранятся в памяти с указанием порядка. Диапазон значений порядка составляет от 1Е-39 до 1Е+38. Мантисса занимает приблизительно 11 значащих десятичных цифр.