Процесс решения задачи на ПК
Процесс решения задачи на ПК – это совместная деятельность человека и машины. Его условно можно разделить на несколько этапов. Человеку отводятся шаги, связанные с творческой деятельностью (постановкой, алгоритмизацией, программированием задачи и анализом результатов), на долю компьютера – этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом. При этом говорят, что компьютер выполняет программу (последовательность команд), реализующую данный алгоритм.
Команды, предназначенные для ПК, должны быть представлены в виде, понятном машине. Для этого применяются языки программирования.
Существуют такие языки, которые отражают структуру данного класса машин, и поэтому их называют машинно-ориентированными языками или языками низкого уровня. Чтобы реализовать заданный алгоритм с помощью языка низкого уровня необходимо записать программу, представляющую собой определенную последовательность нулей и единиц. Особенностью этих языков является жесткая ориентация на определенный тип аппаратуры. В стремлении приспособить эти языки к человеку, был разработан язык символического кодирования – язык ассемблера.
Для облегчения труда программистов были созданы языки программирования, которые строились на основе определенного алфавита и строгих правил построения предложений. Отличительной особенностью этих языков является их ориентация не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операторов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Такие языки принято называть языками программирования высокого уровня. К ним относятся: Бейсик, Фортран, Паскаль, Алгол, Си и многие другие.
Так как текст, записанной программы на языках высокого уровня не понятен ПК, требуется перевести его на машинный язык. Такой перевод на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется он специальными программами – трансляторами.
Существует два основных вида трансляторов: интерпретаторы (трансляторы, производящие пооператорную обработку и выполнение программы) и компиляторы (трансляторы, преобразующие всю программу в модуль на машинном языке и только после записи в памяти ПК, выполняющие исходную программу).
Язык программирования Паскаль получил свое название в честь выдающегося французского математика, физика, философа Блеза Паскаля (1623-1662), который изобрел механическую счетную машину для выполнения арифметических операций (паскалево колесо, как говорили современники). В 1965 году Международная федерация по обработке информации (IFIP) предложила нескольким специалистам в области информатики принять участие в создании нового языка программирования. Среди них был швейцарский ученый Н.Вирт. Вскоре он и его сотрудники из Федерального технического университета подготовили первую версию Паскаля, затем – первый вариант компилятора, а в 1971 году вышло описание языка. В середине 80-х гг. фирмой Borland Inc (США) для повышения качества и скорости разработки программбыла создана система программирования Турбо Паскаль, расширившая область применения языка и развившая сам язык программирования.
Разработка программ на Паскале включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста на языке программирования, трансляция и отладка программы. Для каждого этапа требуются специальные средства: редактор текстов, компилятор, включающий в себя компоновщик – для построения исполняемого компьютером программного модуля и отладчик – для отладки программы. Систему программирования Турбо Паскаль называют еще интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе все ранее разрозненные средства, используемые при разработке программ.
Широкой популярности Паскаля способствовали следующие причины:
Благодаря компактности, удачному первоначальному описанию язык оказался достаточно легким для изучения.
Он отражает фундаментальные концепции алгоритмов в легко воспринимаемой форме.
Паскаль позволяет четко реализовывать идеи структурного программирования и осуществлять переход к объектно-ориентированному программированию (язык Турбо Паскаль предоставляет программисту все средства ООП: высокую степень структурированности, модульность, абстрактность и возможность повторного использования, которые встроены непосредственно в язык).
Язык программирования позволил перейти к системам автоматической проверки правильности программ.
Основная цель данного учебного пособия – развитие логического мышления, умения анализировать, описывать планы действий, т.е. способности к анализу и синтезу.
Задачи учебного пособия:
Развитие логического мышления.
Формирование представления о программировании как способе обработки информации.
Формирование навыков работы в среде программирования Турбо Паскаль.